Распозновательные знаки ВВС стран воевавших во Второй Мировой.
Германия
Эскадры обозначались следующим образом:
истребительная (Jagdgeschwader) — JG
ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader) — NJG
тяжелых истребителей (Zerstorgeschwader) — ZG
штурмовиков (Schlachtgeschwader) — SG (с 1943 г.), Sch.G (до 1943 г.)
ночных штурмовиков (Nachtschlachtgeschwader) — NSG
бомбардировочная (Kampfgeschwader) — KG
скоростных бомбардировщиков (Schnellkampfgeschwader) – SKG
пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader, Stukageschwader) — St.G
транспортной авиации (Transportgeschwader) — TG (с 1943 г.), K.Gr.z.b.V (до 1943 г.) учебно-боевая (Lehrgeschwader) — LG.
Каждая группа, в которую входило 40—50 самолетов, состояла из штабного звена и трех или более эскадрилий. Номер группы обозначался римской цифрой, через косую черту писалось обозначение эскадры, например: I/JG 27 — первая группа 27-й истребительной эскадры, II/KG 40 — вторая группа 40-й бомбардировочной эскадры.
В отличие от вышеперечисленных типов разведывательная и морская авиация делилась непосредственно на группы, кроме этого существовали группы специального назначения:
ближних разведчиков (Nahaufklarangsgruppe) — NA.Gr.
дальних разведчиков (Fernaufklarungsgruppe) — FA.Gr.
морских разведчиков (Seeaufklarungsgruppe) — SA.Gr.
ночных разведчиков (Nachtaufklarangsgruppe) — AGr.Nacht
палубной авиации (Bordfliegergruppe) — B.Fl.Gr.
береговой авиации (Kustenfliegergruppe) — Ku.Fl.Gr.
испытательная (Erprobungsgruppe) — E.Gr.
подготовки пополнений (Erganzungsgruppe) — Erg.Gr.
планерная — Schleppgruppe.
Реализация самолетных программ люфтваффе во время войны возлагалась на основные авиационные фирмы Германии: «Арадо», «Бахем», «Блом и Фосс», «Дорнье», «Физелер», «Фокке-Вульф», «Гота», «Хейнкель», «Хеншель», «Юнкерс», «Мессершмитт», «Зомбольд», «Цеппелин» и др.
Япония
Короткое обозначение представляло собой буквенно-цифровую комбинацию. Первая буква обозначала назначение самолета:
А — палубный истребитель,
В — бомбардировщик-торпедоносец,
С — палубный разведывательный самолет,
D — палубный пикирующий бомбардировщик,
Е — гидросамолет-разведчик,
F — патрульный гидросамолет,
G — береговой бомбардировщик,
Н — летающая лодка,
J — береговой истребитель,
К — учебный самолет,
L — транспортный самолет,
М — «специальный» самолет,
MX — самолет для специальных заданий,
N — поплавковый истребитель,
Р — бомбардировщик,
Q — патрульный самолет,
R — береговой разведчик,
S — ночной истребитель.
Далее следовала цифра, обозначавшая порядок принятия данного типа на вооружение, ее присваивали при начале серийного производства самолета. Затем шла буква, обозначавшая фирму-разработчика самолета:
А — «Айчи», а также «Норт Америкэн»,
В — «Боинг»,
С — «Консолидейтед»,
D — «Дуглас»,
G — «Хитачи»,
Н — «Хиро», а также «Хокер»,
Не — «Хейнкель»,
J — «Ниппон кагата», а также «Юнкерc»,
К — «Каваниси», а также «Киннер»,
М — «Мицубиси»,
N — «Накадзима»,
Р — «Нихон»,
S — «Сасебо»,
Si — «Сова»,
V — «Воут»,
W — «Ватанабе», позже «Кюсю»,
Y — «Йокосука»,
Z — «Мизуно».
СССР
Героический труд советского народа, прежде всего работников авиационной промышленности, позволил советской военной авиации одержать победу над сильным воздушным противником и внести большой вклад в дело разгрома фашизма.
В период Великой Отечественной войны производство и поставка по ленд-лизу самолетов-истребителей характеризуются следующим образом:
Поликарпов И-16 9450
Поликарпов И-152 2408
Поликарпов И-153 3437
ЛаГГ-3 6528 (до 22 июня 1941 г. - 322)
МиГ-3 3222 (до 22 июня 1941 г. - 1301)
Як-1 8721 (до 22 июня 1941 г. - 399)
Як-7 6399
Ла-5 9920
Як-9 16 769
Ла-7 5753
Як-3 4848
Белл Р-39 «Аэрокобра» 4952
Белл Р-63 «Кингкобра» 2400
«Кэртис» Р-40 «Томагавк», 2397
«Киттихоук», «Уорхоук»
«Хокер Харрикейн» II 2952
«Супермарин Спитфайр» V и IX 1351
«Рипаблик» Р-47 «Тандерболт» 197
Согласно имеющимся сведениям, в июне 1941 г. имелось в общей сложности 11 500 истребителей, а до 1945 г. в авиационные подразделения поступило еще 62 880 самолетов. Потеряно было 46 800 самолетов, в том числе во время боевых действий — 20 700.
За время войны советские летчики-истребители одержали около 40 000 побед, в том числе 4900 — морской авиацией и 3900 — истребительной авиацией ПВО.
Бомбардировщики и штурмовики
ББ-22
ДБ-3
ДБ-А
ДБ-ЛК
ДВБ-102
Ер-2
«Звено-СПБ»
Ил-2
Ил-4(ДБ-ЗФ)
Ил-10
НБ(Т)
ОПБ-5
Пе-2
Пе-8
«Пегас»
«С»
СБ
СПБ
Су-2
Су-6
Су-8С
ТБ-3
Ту-2
Як-6
Истребители
«ПО»
«302П»
«Малютка»
БИ
ДИ-6
И-15бис(И-152)
И-153
И-16
И-180
И-185
И-207
И-21
И-250 («Н», МиГ-13)
И-28
ИС
ИТП
Ла-5-
Ла-7
ЛаГГ-3
ДИС-200 (МиГ-5)
МиГ-З
ОКО-6
РК-И
САМ-13
СК
Су-1
Су-5(И-107)
ТИС
Як-1
Як-3
Як-7
Як-9
Вспомогательные самолеты
БИЧ-21 (СГ-1)
МиГ-8 «Утка»
«Омега»
Р-5
Р-6(АНТ-7)
Р-10(ХАИ-5)
ТИ-28 «КречЕТ»
У-2(По-2)
УТ-1
УТ-2
УТ-3
ЦАГИА-7
Транспортные самолеты и транспортно-десантные планеры
А-40 («Крылья танка»)
А-7
БДП
Г-1(ТБ-1)
Г-11 (Гр-29)
Ли-2(ПС-84)
ПС-9
ПС-124 (АНТ-20бис)
САМ-5
Ще-2
Гидросамолеты
КОР-1 (Бе-2)
КОР-2(Бе-4)
ГСТ
МБР-2
МБР-7
МДР-5
МТБ-2 (АНТ-44)
Че-2(МДР-6)
Ш-2
США
Германия
Эскадры обозначались следующим образом:
истребительная (Jagdgeschwader) — JG
ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader) — NJG
тяжелых истребителей (Zerstorgeschwader) — ZG
штурмовиков (Schlachtgeschwader) — SG (с 1943 г.), Sch.G (до 1943 г.)
ночных штурмовиков (Nachtschlachtgeschwader) — NSG
бомбардировочная (Kampfgeschwader) — KG
скоростных бомбардировщиков (Schnellkampfgeschwader) – SKG
пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader, Stukageschwader) — St.G
транспортной авиации (Transportgeschwader) — TG (с 1943 г.), K.Gr.z.b.V (до 1943 г.) учебно-боевая (Lehrgeschwader) — LG.
Каждая группа, в которую входило 40—50 самолетов, состояла из штабного звена и трех или более эскадрилий. Номер группы обозначался римской цифрой, через косую черту писалось обозначение эскадры, например: I/JG 27 — первая группа 27-й истребительной эскадры, II/KG 40 — вторая группа 40-й бомбардировочной эскадры.
В отличие от вышеперечисленных типов разведывательная и морская авиация делилась непосредственно на группы, кроме этого существовали группы специального назначения:
ближних разведчиков (Nahaufklarangsgruppe) — NA.Gr.
дальних разведчиков (Fernaufklarungsgruppe) — FA.Gr.
морских разведчиков (Seeaufklarungsgruppe) — SA.Gr.
ночных разведчиков (Nachtaufklarangsgruppe) — AGr.Nacht
палубной авиации (Bordfliegergruppe) — B.Fl.Gr.
береговой авиации (Kustenfliegergruppe) — Ku.Fl.Gr.
испытательная (Erprobungsgruppe) — E.Gr.
подготовки пополнений (Erganzungsgruppe) — Erg.Gr.
планерная — Schleppgruppe.
Реализация самолетных программ люфтваффе во время войны возлагалась на основные авиационные фирмы Германии: «Арадо», «Бахем», «Блом и Фосс», «Дорнье», «Физелер», «Фокке-Вульф», «Гота», «Хейнкель», «Хеншель», «Юнкерс», «Мессершмитт», «Зомбольд», «Цеппелин» и др.
Япония
Короткое обозначение представляло собой буквенно-цифровую комбинацию. Первая буква обозначала назначение самолета:
А — палубный истребитель,
В — бомбардировщик-торпедоносец,
С — палубный разведывательный самолет,
D — палубный пикирующий бомбардировщик,
Е — гидросамолет-разведчик,
F — патрульный гидросамолет,
G — береговой бомбардировщик,
Н — летающая лодка,
J — береговой истребитель,
К — учебный самолет,
L — транспортный самолет,
М — «специальный» самолет,
MX — самолет для специальных заданий,
N — поплавковый истребитель,
Р — бомбардировщик,
Q — патрульный самолет,
R — береговой разведчик,
S — ночной истребитель.
Далее следовала цифра, обозначавшая порядок принятия данного типа на вооружение, ее присваивали при начале серийного производства самолета. Затем шла буква, обозначавшая фирму-разработчика самолета:
А — «Айчи», а также «Норт Америкэн»,
В — «Боинг»,
С — «Консолидейтед»,
D — «Дуглас»,
G — «Хитачи»,
Н — «Хиро», а также «Хокер»,
Не — «Хейнкель»,
J — «Ниппон кагата», а также «Юнкерc»,
К — «Каваниси», а также «Киннер»,
М — «Мицубиси»,
N — «Накадзима»,
Р — «Нихон»,
S — «Сасебо»,
Si — «Сова»,
V — «Воут»,
W — «Ватанабе», позже «Кюсю»,
Y — «Йокосука»,
Z — «Мизуно».
СССР
Героический труд советского народа, прежде всего работников авиационной промышленности, позволил советской военной авиации одержать победу над сильным воздушным противником и внести большой вклад в дело разгрома фашизма.
В период Великой Отечественной войны производство и поставка по ленд-лизу самолетов-истребителей характеризуются следующим образом:
Поликарпов И-16 9450
Поликарпов И-152 2408
Поликарпов И-153 3437
ЛаГГ-3 6528 (до 22 июня 1941 г. - 322)
МиГ-3 3222 (до 22 июня 1941 г. - 1301)
Як-1 8721 (до 22 июня 1941 г. - 399)
Як-7 6399
Ла-5 9920
Як-9 16 769
Ла-7 5753
Як-3 4848
Белл Р-39 «Аэрокобра» 4952
Белл Р-63 «Кингкобра» 2400
«Кэртис» Р-40 «Томагавк», 2397
«Киттихоук», «Уорхоук»
«Хокер Харрикейн» II 2952
«Супермарин Спитфайр» V и IX 1351
«Рипаблик» Р-47 «Тандерболт» 197
Согласно имеющимся сведениям, в июне 1941 г. имелось в общей сложности 11 500 истребителей, а до 1945 г. в авиационные подразделения поступило еще 62 880 самолетов. Потеряно было 46 800 самолетов, в том числе во время боевых действий — 20 700.
За время войны советские летчики-истребители одержали около 40 000 побед, в том числе 4900 — морской авиацией и 3900 — истребительной авиацией ПВО.
Бомбардировщики и штурмовики
ББ-22
ДБ-3
ДБ-А
ДБ-ЛК
ДВБ-102
Ер-2
«Звено-СПБ»
Ил-2
Ил-4(ДБ-ЗФ)
Ил-10
НБ(Т)
ОПБ-5
Пе-2
Пе-8
«Пегас»
«С»
СБ
СПБ
Су-2
Су-6
Су-8С
ТБ-3
Ту-2
Як-6
Истребители
«ПО»
«302П»
«Малютка»
БИ
ДИ-6
И-15бис(И-152)
И-153
И-16
И-180
И-185
И-207
И-21
И-250 («Н», МиГ-13)
И-28
ИС
ИТП
Ла-5-
Ла-7
ЛаГГ-3
ДИС-200 (МиГ-5)
МиГ-З
ОКО-6
РК-И
САМ-13
СК
Су-1
Су-5(И-107)
ТИС
Як-1
Як-3
Як-7
Як-9
Вспомогательные самолеты
БИЧ-21 (СГ-1)
МиГ-8 «Утка»
«Омега»
Р-5
Р-6(АНТ-7)
Р-10(ХАИ-5)
ТИ-28 «КречЕТ»
У-2(По-2)
УТ-1
УТ-2
УТ-3
ЦАГИА-7
Транспортные самолеты и транспортно-десантные планеры
А-40 («Крылья танка»)
А-7
БДП
Г-1(ТБ-1)
Г-11 (Гр-29)
Ли-2(ПС-84)
ПС-9
ПС-124 (АНТ-20бис)
САМ-5
Ще-2
Гидросамолеты
КОР-1 (Бе-2)
КОР-2(Бе-4)
ГСТ
МБР-2
МБР-7
МДР-5
МТБ-2 (АНТ-44)
Че-2(МДР-6)
Ш-2
США